Просто присутствовать в соцсетях и что-то публиковать мало. Нет никакой гарантии, что это увеличит продажи или хотя бы привлечет внимание потенциальных клиентов. Чтобы успешно работать со своей аудиторией и рационально использовать бюджет, компании нужна SMM-стратегия. Она четко определяет, куда идти и для чего, и не позволяет распыляться на активности, которые не приносят нужного результата. Рассказываем, что нужно для создания эффективной системы продвижения в социальных сетях.
Что такое SMM-стратегия
SMM-стратегия представляет собой последовательный план действий для всех, кто занимается раскруткой компании в социальных сетях, для достижения поставленных маркетинговых, коммуникационных, медиа- или бизнес-целей. Она включает в себя определение целевой аудитории, выбор социальных платформ и инструментов для оценки результатов, составление контент-плана. Также такой документ устанавливает показатели эффективности и бюджет.
Разработка стратегии SMM занимает немало времени. На предварительные исследования и поиск подходящих моделей продвижения может уйти несколько месяцев. В дальнейшем в нее могут вноситься коррективы.
Для чего нужна SMM-стратегия
Наличие единого плана продвижения в социальных сетях дает ряд преимуществ:
- Экономия денег. Когда знаешь портрет целевой аудитории и какой контент ей интересен, это позволяет не слить бюджет на рекламу и не потерять потенциальных клиентов. Точный расчет предстоящих расходов даст понимание о целесообразности трат.
- Экономия времени. Запуск рекламы и создание нового контента требуют предварительного тестирования гипотез. Без четкой стратегии можно потратить массу времени, но так и не найти оптимального решения. А с ней сразу начнешь двигаться в нужном направлении.
- Сохранение сил и нервов. Не придется вручную управлять сотрудниками, разъяснять, кто, что и когда должен делать. Команда работает слаженно, каждый участник знает свои задачи и инструменты их реализации, действует в рамках выделенного бюджета. Новички сразу включаются в работу.
Необходимость в SMM-стратегии возникает, когда бренду важно создать единый стиль позиционирования продукта, выйти на новые сегменты аудитории и каналы коммуникации для масштабирования бизнеса, адаптироваться к внешним изменениям, которые грозят потерей потенциальных клиентов и прибыли.
Что входит в стратегию по SMM
Разработка SMM-стратегии начинается с постановки целей. Необходимо четко определить, для чего компания идет в социальные сети и чего хочет достичь. Дальше предстоит определить:
- для кого мы продаем (анализ целевой аудитории);
- что продаем (сильные и слабые стороны продукта);
- как повысить эффективность продаж (методы продвижения);
- где и когда продвигать товар (выбор платформ, частота публикаций);
- на каких свойствах продукта акцентировать внимание (позиционирование).
После запуска стратегии нужно постоянно отслеживать ее эффективность. В этом помогут обозначенные в документе метрики.
Как создать эффективную SMM-стратегию
Создание smm-стратегии проходит в несколько этапов. Каждый из них довольно трудоемкий, особенно первый.
Подготовительная работа
На этом этапе важно определиться, к какому результату продвижение страниц в социальных сетях должно привести, и выполнить ряд исследований. Вот что конкретно предстоит сделать:
- Поставить цели. Нужно определить конкретные, измеримые, достижимые, значимые и ограниченные по времени цели (метод SMART). Цель может звучать так: увеличить количество подписчиков на 20% за полгода.
- Изучить продукт. SWOT-анализ поможет выявить сильные и слабые стороны того, что предлагает компания (например натуральные ингредиенты и доступная цена), а также возможности и угрозы, с которыми он сталкивается на рынке (например недостаточное освещение в социальных сетях).
- Исследовать целевую аудиторию. Можно использовать опросы, интервью и аналитические данные. Они помогают узнать о потребностях и предпочтениях тех, кто взаимодействует с брендом.
- Провести анализ конкурентов. Мониторинг аккаунтов похожих компаний проводится для того, чтобы выявить успешные практики взаимодействия с подписчиками (например проведение конкурсов) и взять их себе на вооружение.
- Оценить текущее состояние социальных сетей компании. Изучается количество подписчиков, уровень вовлеченности аудитории, качество контента и эффективность существующих стратегий.
- Определиться с площадками для продвижения. Основные усилия надо направить на социальные сети, которым отдает предпочтение целевая аудитория (например Instagram и YouTube).
- Выбрать позиционирование. Нужно найти уникальные характеристики бренда, которые подскажут аудитории, чем он лучше других (высокое качество продукции и персональный подход к клиентам например).
Теперь есть вся исходная информация, которая понадобится при разработке плана продвижения.
Создание стратегии
Это основная часть работы, которая прописывает, как именно будут достигаться поставленные цели. В рамках этого этапа выполняются:
- Разработка визуала. Включает выбор цветовой палитры, шрифтов, графических элементов, фотографий и видео, которые обеспечат узнаваемость бренда.
- Определение tone of voice (голоса бренда). Он может быть, например, легким и дружелюбным, профессиональным и уверенным или заботливым и поддерживающим — в зависимости от ценностей компании.
- Составление контент-плана. В нем надо написать, какие рубрики будут вестись, какие темы, форматы и типы публикаций использоваться. Также обозначаются даты и время выхода публикаций. Регулярный постинг необходим для удержания внимания аудитории.
Отдельно просчитывается бюджет на рекламу и таргетинг.
Анализ эффективности
Этап, который нельзя назвать завершающим. Потому что после оценки полученных результатов могут потребоваться доработки или создание новой стратегии.
- Аналитика и KPI. Важно подключить системы аналитики и выбрать для контроля результатов метрики, которые соответствуют целям и задачам продвижения. Такие показатели (KPI), как вовлеченность, охват, конверсии и другие, помогают понять, что работает хорошо, а что требует доработок.
- Анализ и корректировка стратегии. Время от времени нужно анализировать, какие результаты дает разработанная стратегия, насколько она эффективна, нужно ли что-то менять. При необходимости вносятся коррективы и добавляются новые гипотезы.
Можно провести исследования и составить план продвижения самостоятельно. Можно заказать SMM-стратегию. В любом случае она поможет прийти к нужным результатам кратчайшим путем и с минимальными расходами.
Выводы
Создать SMM-стратегию — значит обеспечить эффективное продвижение компании в социальных сетях без лишних расходов времени и денег. Стратегия не составляется раз и навсегда. Она может и должна меняться в зависимости от изменений в бизнес-процессах, ситуации на рынке и в экономике. Нужно учитывать, что ее разработка может занять несколько месяцев и потребовать определенных вложений. Четко обозначенные цели, регулярный постинг и чуткий контроль результатов — необходимые компоненты для достижения успеха.